Агадил А. 10 вопросов юристу по рынку электрической энергии // Zakon.kz – 2025.12.08
Рынок электрической энергии является общественно-значимой сферой экономики Казахстана и строго регулируется законодательством. Профильным законом, регулирующим вопросы в сфере производства, передачи и потребления электрической энергии, является Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» («Закон об электроэнергетике»).
В настоящей статье мы рассмотрим положения действующего законодательства в сфере электроэнергетики в виде 10 вопросов-ответов:
- Что такое рынок электрической энергии?
- Особенности оптового рынка электрической энергии.
- Особенности розничного рынка электрической энергии.
- Что такое балансирующий рынок электрической энергии?
- Как осуществляется государственный контроль в области электроэнергетики?
- Кто является Системным оператором и какие у него имеются полномочия?
- Какой уполномоченный орган является Единым закупщиком?
- Особенности договоров на рынках электрической энергии.
- Предусмотрены ли механизмы оплаты на рынках электрической энергии, присущие иностранным юрисдикциям?
- Права и обязанности потребителей электрической энергии.
1. Что такое рынок электрической энергии?
Электроснабжение в Казахстане осуществляется в условиях функционирования рынков электрической энергии, при этом электрическая энергия является товаром на рынке. Рынок электрической энергии – это совокупность взаимоотношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии. Казахстанский рынок электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного.
2. Особенности оптового рынка электрической энергии?
Оптовым рынком электрической энергии признается совокупность отношений, связанных с куплей-продажей плановых объемов электрической энергии на основе договоров купли-продажи электрической энергии между субъектами оптового рынка электрической энергии.
Субъектами оптового рынка являются:
- энергопроизводящие организации;
- энергопередающие организации;
- энергоснабжающие организации;
- энергопроизводящие организации, использующие (i) возобновляемые источники энергии («ВИЭ»), (ii) вторичные энергетические ресурсы, (iii) энергетическую утилизацию отходов,
- потребители электрической энергии;
- цифровые майнеры;
- администраторы гибридных групп, включенные в перечень субъектов оптового рынка электрической энергии, формируемый системным оператором;
- системный оператор;
- оператор рынка централизованной торговли; и
- единый закупщик электрической энергии.
Оптовый рынок электрической энергии состоит из:
• оптового рынка электрической энергии, связанного с куплей-продажей плановых объемов электрической энергии, • балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени, функционирующего в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов, возникающих в операционные сутки между фактическими и плановыми объемами электрической энергии, • рынка системных и вспомогательных услуг, оказываемых как субъектами оптового рынка электрической энергии вспомогательных услуг, так системным оператором для обеспечения установленных национальными стандартами надежности работы единой электроэнергетической системы и качества электрической энергии; • рынка электрической мощности.
Рынок электрической мощности создан в целях привлечения инвестиций для поддержания существующих и ввода новых электрических мощностей в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан для покрытия спроса на электрическую мощность.
В рамках деятельности оптового рынка электрической энергии установлен суточный график. Так, суточным графиком производства-потребления электрической энергии является утвержденный Системным оператором (АО «KEGOC», подробнее см. в ответе на вопрос 6) документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка. Законодатель обязывает региональные электросетевые компании обеспечивать соблюдение суточных графиков всеми субъектами оптового и розничного рынка, присоединенными к сети.
3. Особенности розничного рынка электрической энергии?
Розничный рынок электрической энергии — это система взаимоотношений, на основе договоров электроснабжения между энергоснабжающими организациями и субъектами розничного рынка.
Субъектами розничного рынка электрической энергии являются энергопередающие организации, не включенные в перечень субъектов оптового рынка электрической энергии, и потребители электрической энергии. Потребителями являются физические и юридические лица, потребляющие электрическую энергию на основе договора.
В перечень субъектов оптового рынка, формируемый Системным оператором, входит 476 субъекта по состоянию на 10 ноября 2025 года (перечень субъектов оптового рынка).
4. Что такое балансирующий рынок электрической энергии?
Балансирующий рынок электрической энергии – это система взаимоотношений между субъектами оптового рынка электрической энергии и расчетным центром балансирующего рынка (АО «КОРЭМ (Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности)») в целях физического урегулирования дисбалансов электроэнергии в единой электроэнергетической системе посредством купли-продажи балансирующей электроэнергии и отрицательных дисбалансов.
Балансирующий рынок электрической энергии функционирует в целях обеспечения финансового урегулирования дисбалансов, стимулирования субъектов балансирующего рынка электрической энергии участвовать в урегулировании дисбалансов, а также обеспечения адресного распределения оплаты за дисбалансы в единой электроэнергетической системе РК.
Купля-продажа балансирующей электроэнергии и отрицательных дисбалансов на балансирующем рынке электрической энергии осуществляется в рамках договора купли-продажи, заключаемого по типовой форме, утвержденной Министерством энергетики РК (типовая форма).
Субъекты балансирующего рынка обязаны заключать с расчетным центром балансирующего рынка договоры на куплю-продажу, а также договор присоединения по типовой форме, утвержденной Министерством энергетики РК (типовая форма). Объемы купли-продажи с расчетным центром рассчитываются отдельно для каждой зоны балансирования. Субъекты балансирующего рынка осуществляют реализацию (продажу) балансирующей электроэнергии только в адрес расчетного центра, который впоследствии перераспределяет излишки (отрицательный дисбаланс) посредством дальнейшей продажи другим субъектам балансирующего рынка.
5. Как осуществляется государственный контроль в области электроэнергетики?
Государственный контроль в области электроэнергетики («Государственный контроль») осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю («Орган контроля») в форме дистанционного контроля и проверки в соответствии с Законом об электроэнергетике, а также в форме расследования в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и Законом об электроэнергетике на предмет соответствия деятельности субъектов (объектов) контроля требованиям законодательства РК в области электроэнергетики.
Органом контроля является Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК (сайт Органа контроля).
Государственный контроль осуществляется Органом контроля в форме внеплановой проверки, профилактического контроля с посещением субъекта/ объекта контроля в области электроэнергетики в соответствии с Предпринимательским кодексом РК.
Субъектами и объектами контроля являются физические или юридические лица, имеющие энергетическое оборудование, энергопроизводящие организации (за исключением энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ), энергопередающие организации и системный оператор.
Государственный контроль
Государственный контроль осуществляется Органом контроля за:
• соблюдением требований законодательства в области электроэнергетики, а также соблюдением технических и технологических норм при эксплуатации энергетического оборудования; • соблюдением требований по безопасной эксплуатации энергетического оборудования, электрических станций, электрических сетей, электрических установок потребителей; • надежностью и безопасностью производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии; • недопуском или отстранением от работы на электрических установках работников, не прошедших проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности; • подготовкой и осуществлением ремонтно-восстановительных работ энергопроизводящих организаций (за исключением энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ), энергопередающих организаций и системного оператора, в том числе в осенне-зимний период.
Профилактический контроль без посещения субъекта/ объекта контроля в области электроэнергетики
Профилактический контроль без посещения субъекта/ объекта контроля проводится в отношении энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ, энергоснабжающих организаций и потребителей в целях обеспечения безопасного, надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса РК не более двух раз в год.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа:
• информации и ежемесячной отчетности, предоставляемых энергопроизводящими организациями, использующими ВИЭ, в соответствии с требованиями законодательства в области электроэнергетики; • информации, полученной по запросу Органа контроля по вопросам соблюдения законодательства в области электроэнергетики в пределах своей компетенции, – при поступлении информации о его нарушении; • документации и материалов, полученных при участии в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в осенне-зимний период.
В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений Органом контроля оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений.
Рекомендация об устранении нарушений должна быть вручена проверяемому субъекту лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения (почтой, электронным способом). Субъект контроля, получившвиэй рекомендацию об устранении нарушений, обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения, представить в Орган контроля план мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения; в случае несогласия с нарушениями, вправе направить в орган, направивший рекомендацию об устранении нарушений, возражение в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений.
Дистанционный контроль
Дистанционный контроль проводится Органом контроля на постоянной основе путем анализа деятельности субъектов и объектов контроля на предмет выявления нарушений, влияющих на безопасность, надежность и качество производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии.
В случае выявления нарушений по результатам дистанционного контроля составляется и направляется заключение о результатах дистанционного контроля субъекту/ объекту контроля в срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления нарушений. Заключение составляется в 2 экземплярах, один экземпляр направляется субъекту/ объекту контроля, второй экземпляр остается в Органе контроля.
Субъект контроля, получивший заключение о результатах дистанционного контроля, обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения, представить в Орган контроля план мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения; в случае несогласия с нарушениями, вправе направить в орган, проводивший дистанционный контроль, возражение в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения заключения о результатах дистанционного контроля.
6. Кто является Системным оператором и какие у него имеются полномочия?
Системным оператором является АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) «KEGOC».
Системный оператор обладает рядом законодательно закрепленных полномочий, среди которых важно отметить следующие:
- оказывает системную услугу по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;
- обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы;
- оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности;
- осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг, и прочие.
Системный оператор также осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан.
7. Какой уполномоченный орган является Единым закупщиком?
Единым закупщиком, осуществляющим централизованные покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности и услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, является ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (сайт Единого закупщика).
Единый закупщик в рамках своей деятельности помимо прочего:
- заключает типовые договоры с субъектами рынка электрической энергии;
- обеспечивает готовность электрической мощности к несению запланированной нагрузки в соответствии с заключенными договорома с субъектами рынка электрической энергии;
- формирует и размещает на своем интернет-ресурсе перечень заключенных договоров с субъектами рынка электрической энергии.
8. Особенности договоров на рынке электрической энергии?
Купля-продажа электрической энергии, балансирующей электроэнергии и отрицательных дисбалансов, взаимозачеты на балансирующем рынке, оказание услуг по передаче электрической энергии, по организации и проведению аукционных торгов осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом РК, Законом об электроэнергетике и иными нормативными правовыми актами РК.
Договоры купли-продажи электрической энергии в обязательном порядке должны содержать: • график суточного электропотребления; • порядок резервирования энергопроизводящими организациями электрической мощности.
Купля-продажа электрической энергии на розничном рынке осуществляется на основании публичных договоров электроснабжения, заключаемых потребителями с энергоснабжающими организациями.
Энергоснабжающие организации заключают типовые договоры электроснабжения по следующим группам потребителей: для (1) бытовых потребителей, (2) потребителей, использующих электрическую энергию не для бытовых нужд, и (3) юридических лиц, финансируемых из государственного бюджета.
Договоры на розничном рынке должны содержать равные условия для всех участников розничного рынка.
9. Предусмотрены ли различные механизмы оплаты на рынке электрической энергии, присущие иностранным юрисдикциям?
Законодательство РК в сфере электроэнергетики не регулирует различные механизмы оплаты, присущие иностранным юрисдикциям, в том числе capacity payment или take or pay, который часто используется в английском праве. Действующее законодательство РК не содержит аналогичный механизм оплат услуг на рынке электрической энергии.
Вместе с тем стоит отметить, что отсутствует законодательный запрет на использование подобных механизмов оплаты, однако в связи с неурегулированностью такого вопроса могут возникнуть практические сложности с их реализацией и потенциального исполнения в судебном порядке в связи с неосведомленностью казахстанских судов о таких методах оплаты и отсутствия прямого законодательного регулирования.
10. Права и обязанности потребителей электрической энергии?
Потребителями являются физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию на основе договора. Потребители электрической энергии имеют право:
- получать электрическую энергию в соответствии с заключенными договорами;
- требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной электрической энергии, в соответствии с условиями заключенных договоров;
- обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров;
- производить оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифным системам учета в порядке, установленном законодательством.
Потребители электрической энергии обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами РК в области электроэнергетики:
- поддерживать надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполнять требования к их техническому состоянию;
- соблюдать режимы энергопотребления, определенные договором купли-продажи электрической энергии;
- выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в единой электроэнергетической системе РК;
- своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую энергию согласно заключенным договорам;
- допускать работников энергоснабжающих и энергопередающих организаций к приборам коммерческого учета, а также работников органа по государственному энергетическому надзору и контролю, уполномоченных представителей местных исполнительных органов для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок.

