Культелеев Т. Сравнительный анализ порядка ликвидаций компаний в РК и МФЦА // Zakon.kz - 2025.05.22
(информация действительна по состоянию на 15 мая 2025 года)
Мы продолжаем серию публикаций о Международном финансовом центре "Астана" (далее – "МФЦА"). Так, 02 сентября 2024 года вышла наша статья об особенностях ликвидации компании, исключении из реестра (Strike off) и приостановлении деятельности компании в МФЦА [1]. В настоящей статье мы хотим провести сравнительный анализ ликвидации компаний в рамках общей юрисдикции Республики Казахстан (далее – "РК") и норм МФЦА как специальной юрисдикции внутри РК.
1. Нормативное регулирование
В первую очередь определимся с терминологией и основными актами. Так к актам МФЦА, регулирующим вопросы ликвидации, относятся AIFC Insolvency Regulations (далее – "Акт МФЦА о несостоятельности")[2], AIFC Insolvency Rules (далее – "Правила МФЦА о несостоятельности")[3], а также **Manual Going to liquidation within the AIFC Insolvency Rules and Regulations [4] (далее – "Инструкция")[5].
С корпоративной точки зрения будут применяться такие акты как AIFC Companies Regulations [6] (далее – "Акт МФЦА о компаниях") и AIFC Companies Rules [7] (далее – "Правила МФЦА о компаниях"). Кроме того актами, связанными с процедурой ликвидации являются AIFC Preferential Creditor Rules [8] (Правила о преимущественном удовлетворении требований кредиторов) и AIFC Recovery And Resolution Rules [9] (Правила о восстановлении платежеспособности и разрешении (кризисных ситуаций)).
Основными правовыми актами, регулирующими процедуру ликвидации юридических лиц в общей юрисдикции РК, является Гражданский кодекс РК [10], Закон РК о госрегистрации [11], и Правила регистрации прекращения деятельности [12]. В случае ликвидации в принудительном порядке через процедуру банкротства применяется Закон РК о банкротстве [13] и ГПК РК [14].
Связанными нормативными актами, которые в рамках сферы своего регулирования могут быть применены к ликвидации, являются: Предпринимательский кодекс РК [15], Трудовой кодекс РК [16], Налоговый кодекс РК [17], Социальный кодекс РК [18], Закон РК о ТОО [19], Закон РК об АО [20], Закон РК о Национальном архивном фонде [21] и др.
2. Сравнение норм законодательства РК и МФЦА
Перейдём к анализу норм законодательства РК и МФЦА, который представлен нами для удобства в табличном варианте.
Общая юрисдикция РК | МФЦА |
---|---|
Основания ликвидации | Основания ликвидации |
Статья 49 Гражданского кодекса РК закрепляет основания, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано, разделяя их на добровольные или принудительные через суд. | Статья 23 Акта МФЦА о несостоятельности аналогично закрепляет, что компания может быть ликвидирована добровольно (Voluntary winding up) или принудительно через суд (winding up by the Court). По отношению к процедуре ликвидации используется термин "Winding up", что означает прекращение деятельности компании, ликвидация компании. |
Добровольная ликвидация | Добровольная ликвидация |
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а также органа юридического лица, которому такие полномочия предоставлены учредительными документами. В этом случае ликвидация возможна по любому основанию, определяемому самим субъектом (п. 1 ст. 49 ГК РК). Однако, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РК, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд о признании такого юридического лица банкротом для проведения процедуры банкротства по правилам, установленным законом (п. 4 ст. 4, п. 2 ст. 11 Закона РК о банкротстве). Это же требование содержится и в п 4 ст. 49 Гражданского кодекса РК, однако, анализ данной статьи в целом позволяет сделать вывод, что ликвидация возможна и при наличии кредиторов, так, если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов (п. 5 ст. 50 ГК), после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 7 ст. 50 ГК). На практике мы часто видим, что если участники приняли решение о добровольной ликвидации и имущества компании недостаточно, то они производят дополнительное финансирование, чтобы не пойти через долгую и неприятную процедуру банкротства. Так, например, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается участниками ликвидируемого юридического лица (п. 7 ст. 58 НК). | Добровольная ликвидация бывает двух видов: 1) Добровольная ликвидация (Voluntary winding up): * в случаях (если таковые предусмотрены), указанных в уставе компании; или * если компания принимает решение о добровольной ликвидации; или * если компания принимает решение о том, что она не в состоянии продолжать свою деятельность из-за своих обязательств и что целесообразно её ликвидировать (ст. 26 Акта МФЦА о несостоятельности). 2) Добровольная ликвидация с участием кредиторов (Creditors voluntary winding up). Во-первых, прежде чем начинать ликвидацию в добровольном порядке директора компании должны сделать заявление о платёжеспособности (далее – "Декларация о платёжеспособности") и о том, что компания сможет полностью рассчитаться с долгами в течение 12 месяцев (п. 1 ст. 31 Акта МФЦА о несостоятельности). То есть в целом добровольная ликвидация возможна и с определенными долгами перед кредиторами, если директора компании заявляют, что компания сможет полностью рассчитаться с долгами. Так, например, акты МФЦА могут устанавливать порядок и условия, при которых участники, бывшие участники, директора, бывшие директора, а также иные лица обязаны вносить средства в имущество компании, находящейся в процессе ликвидации (ст. 24 Акт МФЦА о несостоятельности). Во-вторых, если ликвидатор приходит к выводу, что компания не сможет полностью рассчитаться с долгами в срок, указанный в Декларации о платёжеспособности (ст. 31), он обязан назначить собрание кредиторов – не позднее чем через 28 дней с момента, когда возникло такое мнение (п. 1 ст. 35 Акта МФЦА о несостоятельности). Проще говоря, даже если ликвидацию компании начали по решению участников, она считается ликвидацией по инициативе кредиторов, если директора не подтвердили платёжеспособность компании или было проведено собрание кредиторов из-за её неплатёжеспособности (ст. 36 Акта МФЦА о несостоятельности). |
Начало ликвидации | Начало ликвидации |
На примере товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), как самой распространенной организационно-правовой формы юридических лиц в общей юрисдикции РК, принятие решения о ликвидации ТОО и назначение ликвидационной комиссии, а также и утверждение ликвидационных балансов относятся к компетенции высшего органа (подп. 7–8 п. 2 ст. 43 Закона РК о ТОО). Решения по указанным вопросам принимаются квалифицированным большинством, – не менее трёх четвертей голосов участников, присутствующих и представленных на собрании, если иное не предусмотрено уставом (пункт 2 статьи 48). | В МФЦА на примере частных компаний, как самой распространенной организационно-правовой формы юридических лиц в данной юрисдикции, принятие решения о ликвидации и назначение ликвидатора также относится к компетенции высшего органа (ст. 32 Акта МФЦА о несостоятельности) Решение по указанным вопросам принимаются простым большинством голосов её участников, если иное не предусмотрено уставом (п. 1 стр. 14 Инструкции). Однако принятию решения о ликвидации должна предшествовать Декларация о состоятельности, которая должна быть сделана директорами компании: (a) в течение 5 недель, непосредственно до дня принятия решения о ликвидации; или (b) в день принятия решения о ликвидации, но до его фактического голосования на соответствующем собрании участников (п. 2 ст. 31 Акта МФЦА о несостоятельности). |
Орган юридического лица, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно сообщить об этом регистрирующему органу и органу государственных доходов по месту регистрации (п. 1 ст. 50 ГК). Соответствующий орган юридического лица в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения (п. 1 ст. 58 НК). | Компания должна немедленно уведомить Регистратора компаний МФЦА с приложением решения о добровольной ликвидации и Декларации о платежеспособности (Перечень сопроводительных документов к Уведомлению [22] и п. 1 стр. 14 Инструкции). Если компания принимает решение о добровольной ликвидации, она обязана в течение 14 календарных дней с даты принятия решения опубликовать уведомление об этом решении в соответствии с правилами (ст. 27 Акта МФЦА о несостоятельности). Акты МФЦА не раскрывают содержание такого объявления и в каких средствах массовой информации оно должно быть размещено. Мы полагаем, что такое объявление может быть сделано ликвидатором в официальных изданиях (Appointed Publications), либо по общим правилам в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории РК (п. 3 ст. 50 ГК), например, в Юридической газете. Также в силу пункта 1 статьи 4 Конституционного закона об МФЦА [23] применимыми актами при процедурах ликвидации компаний в МФЦА будут акты РК в тех сферах, где отсутствует прямое регулирование в МФЦА, например, в части исполнения налоговых обязательств ликвидируемого юридического лица будет применяться Налоговый кодекс РК и, соответственно, требование об уведомлении налогового органа также будет применяться. |
В После принятия решения о ликвидации юридическое лицо прекращает ведение бизнеса, расторгаются трудовые договоры, контракты с контрагентами, чтобы к началу налоговой проверки приостановить всякое движение по счетам. Подробнее обо всех этапах ликвидации — как компании, зарегистрированной в общей юрисдикции РК, так и в МФЦА (в том числе имеющей лицензию), — можно прочитать в нашей ранее опубликованной статье. | С момента начала добровольной ликвидации компания прекращает ведение бизнеса, за исключением случаев, когда это необходимо для эффективного завершения ликвидации. При этом правосубъектность и корпоративные полномочия сохраняются до момента официального прекращения деятельности (ликвидации), независимо от положений устава (ст. 29 Акта МФЦА о несостоятельности). |
С даты вынесения определения о возбуждении производства по делу о реабилитации или банкротстве запрещается отчуждение акций, долей в уставном капитале должника (подп. 5 п. 1 ст. 50 Закона РК о банкротстве). Однако при добровольной ликвидации подобных ограничений не установлено. | При добровольной ликвидации передача акций и изменения в статусе участников, произведённые после начала ликвидации, считаются недействительными, если они не одобрены ликвидатором (ст. 30 Акта МФЦА о несостоятельности). |
Ликвидатор и ликвидационная комиссия / комитет | Ликвидатор и ликвидационная комиссия / комитет |
В Гражданском кодексе РК вопросам ликвидации юридического лица посвящены всего три статьи: – статья 49 – Основания ликвидации юридического лица; – статья 50 – Порядок ликвидации юридического лица; – статья 51 – Удовлетворение требований кредиторов. Орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 2 ст. 50 ГК). Минимальное или максимальное количество членов ликвидационной комиссии законом не определено. Каких-либо квалификационных требований к членам ликвидационной комиссии законом не установлено. При этом даже бывший директор может входить в состав ликвидационной комиссии и, несмотря на прекращение трудовых отношений, он по-прежнему будет числиться директором в базе данных юридических лиц и может оставаться таковым в карточке с образцами подписей в обслуживающем ТОО банке, если только его не заменит член ликвидационной комиссии. | В целом, процедура добровольной ликвидации описана в статьях 23–36, а ликвидации с участием кредиторов, – в статьях 37–44 Акта МФЦА о несостоятельности. Так, при добровольной ликвидации по решению участников общее собрание компании обязано назначить одного или нескольких ликвидаторов для проведения ликвидации и распределения её имущества (п. 1 ст. 32 Акта МФЦА о несостоятельности). Сравнение двух вышеуказанных типов добровольной ликвидации позволяет прийти к выводу, что разница состоит в том, что кредиторы могут на собрании кредиторов предложить кандидатуру лица для назначения ликвидатором компании (п. 2 ст. 38) или ликвидационного комитета из не более чем 5 человек (ст. 39 Акта МФЦА о несостоятельности). С момента назначения ликвидатора все полномочия директоров компании прекращаются, за исключением случаев, когда их продолжение одобрено ликвидатором или ликвидационным комитетом (п. 2 ст. 32, ст. 40 Акта МФЦА о несостоятельности). Здесь стоит отметить гибкость и предусмотрительность акта МФЦА, так как помощь директора может потребоваться для завершения ликвидационных процедур (например, закрытия банковского счета). Каких-либо квалификационных требований к ликвидатору и членам ликвидационного комитета Актом МФЦА о несостоятельности не определено. При этом, согласно Приложению 3 к данному Акту используются следующие определения: • Ликвидатор – в отношении компании означает Лицо, назначенное ликвидатором Компании (в том числе временным). • Лицо – любое физическое или юридическое лицо, а также организации, не обладающие статусом юридического лица, включая компанию, партнёрство, некоммерческое объединение, органы государственной власти или государство. • Временный ликвидатор – в отношении компании означает ликвидатора, назначенного временно в соответствии со статьёй 58 (Назначение временного ликвидатора). Термин "Временный ликвидатор" употребляется в разделе принудительная ликвидация (ст. 49 – 64) Акта МФЦА о несостоятельности и, им может быть любое физическое или юридическое лицо. Кроме того, в течение 3 рабочих дней после того, как компания утвердила ликвидатора, она должна уведомить [24] Регистратора компаний МФЦА о назначении ликвидатора (п. 5.31.6 Правил МФЦА о несостоятельности). Данный раздел исключен из требований для добровольной ликвидации, но он применим для добровольной ликвидации с кредиторами. |
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 50 ГК). После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 4 ст. 50 ГК). Если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 50 ГК). Выплата денег кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 51 ГК (п. 5 ст. 50 ГК). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 7 ст. 50 ГК). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в порядке ст. 51 ГК) имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах (п. 8 ст. 50 ГК). | В Акте МФЦА о несостоятельности подробное описание полномочий ликвидатора содержится в ст. 25 и Приложении № 2. Ликвидатор подготавливает заявление о финансовом состоянии компании (Statement of Affairs) на момент до начала ликвидации. В документе указываются активы и обязательства компании, а также сведения о любых обременениях, обеспеченных активами компании (стр. 15 Инструкции). По завершении всех дел компании ликвидатор готовит итоговый отчёт о проведённой ликвидации и распределении имущества. Для представления этого отчёта созывается итоговое собрание, о чём участники уведомляются заранее через официальное объявление не менее, чем за месяц до даты проведения (ст. 34, 43 Акта МФЦА о несостоятельности). Причем данное требование применяется для обоих типов добровольной ликвидации. Данное требование соотносимо с полномочиями ликвидационной комиссии в общей юрисдикции РК по предоставлению предварительного и ликвидационного балансов органу, принявшему решение о ликвидации. Имущество компании при обоих типах добровольной ликвидации должно в первую очередь использоваться для погашения её обязательств (с учетом очередности удовлетворения требований, установленных Актом МФЦА о несостоятельности) и потом только, если иное не предусмотрено уставом, оставшееся имущество распределяется между участниками в соответствии с их правами и долями в компании (ст. 44 Акта МФЦА о несостоятельности). Например, в компании акции определенного класса могут иметь первоочередное право на получение активов компании в случае её ликвидации. Дополнительным отличием ликвидации в юрисдикции МФЦА является то, что если ликвидация продолжается более одного года, ликвидатор обязан ежегодно созывать общее собрание участников, чтобы отчитаться о своих действиях и ходе ликвидации за прошедший год, а также предоставить отчет Регистратору компаний МФЦА (ст. 33, 42, 69 Акта МФЦА о несостоятельности). |
Принудительная ликвидация | Принудительная ликвидация |
Согласно п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РК по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях: – признание юридического лица банкротом; – признание недействительной регистрации, если при создании юридического лица были допущены неустранимые нарушения законодательства; – отсутствие юридического лица по месту нахождения, а также отсутствие участников или должностных лиц, без которых деятельность невозможна в течение одного года; – осуществление деятельности с грубым нарушением законодательства, в том числе: • систематическое ведение деятельности, противоречащей уставным целям; • осуществление деятельности без соответствующей лицензии либо ведение запрещённой законодательством деятельности; – по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами РК. С иском о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям вправе обратиться налоговый орган (п. 3 ст. 49 ГК РК). В случае банкротства право подачи иска предоставляется также кредитору, должнику и ликвидационной комиссии в случае добровольной ликвидации (ст. 4, подп. 1 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 40 Закона РК о банкротстве). | Согласно ст. 49 Акта МФЦА о несостоятельности ликвидация через суд осуществляется в случаях, если: • компания приняла решение о своей ликвидации через суд; или • компания не в состоянии оплатить свои долги (Unable to Pay its Debts); или • мораторий (Moratorium) для компании истекает, и нет Добровольного соглашения (Voluntary Arrangements), утвержденного относительно компании; или • суду предоставлено право на вынесение решения в соответствии с любыми другими регламентами или любыми правилами МФЦА; или • суд приходит к мнению, что справедливо и целесообразно ликвидировать компанию. Согласно ст. 51 Акта МФЦА о несостоятельности, если иное не предусмотрено другими нормативными актами или правилами МФЦА, заявление в суд о ликвидации компании может быть подано только: – самой компанией (например, в лице ее участника), – её директорами, – или кредитором (в том числе условным или будущим кредитором). |
Для отсутствующих юридических лиц и отсутствующих должностных лиц такого юридического лица законодательством предусмотрены специальные основания и упрощенный порядок ликвидации (п. 2 НПВС № 5 [25]). В частности, согласно ГК РК, уполномоченный орган (как правило, налоговый орган) может обратиться с заявлением в суд, в случаях отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и/или должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года, или в случаях осуществления деятельности с грубым нарушением законодательства (п. ст. 49 ГК). Юридическое лицо в таких случаях ликвидируется сразу после вынесения решения суда без проведения налоговой проверки [26]. Кроме того, суд вправе удовлетворить заявление о ликвидации юридического лица без возбуждения процедуры банкротства: по заявлению налогового органа, – в случае признания должника отсутствующим [27], либо по заявлению самого должника – при наличии совокупности условий, таких как: сумма задолженности не превышает 2 500 МРП [28], отсутствие имущества, денежных средств на банковских счетах и иных активов (ст. 114 Закона РК о банкротстве). Кроме того, в проекте нового Налогового кодекса (который, как ожидается, будет принят в 2026 году), предусматривается механизм ликвидации бездействующих налогоплательщиков без решения суда, а также упрощённая ликвидация без проверки при оборотах менее 500 млн тенге. | Схожие нормы есть и в актах МФЦА. Так, Актом о компаниях предусмотрена процедура "Strike off", что в переводе означает "исключить, вычеркивать, ликвидировать" [29]. Однако в данном случае право исключить компанию из реестра принадлежит не суду, а Регистратору компаний МФЦА. В соответствии со статьей 167 Акта МФЦА о компаниях, Регистратор компаний МФЦА может «вычеркнуть» название компании из реестра, если у регистратора есть основания полагать, что: (a) компания не ведет бизнес или не осуществляет деятельность; (b) компания нарушает Акт МФЦА о компаниях; или (c) нахождение компании в реестре наносит ущерб интересам МФЦА. Так, например, регистратор может заключить, что компания не ведет бизнес или не осуществляет деятельность, например не сдает годовой отчет (Annual return) или отсутствует по месту нахождения (в особенности применимо для компаний, имеющих лицензию) [30]. |
Основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства является неисполненное денежное обязательство должника перед кредитором на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо признание долга должником, если иное не установлено законодательством (статья 5 Закона РК о банкротстве). Ранее указанная статья предусматривала, что основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом или о применении реабилитационной процедуры является неплатежеспособность должника при условии неисполнения обязательства в течение трёх месяцев со дня наступления срока его исполнения на сумму не менее стократного размера МРП. | Компания может быть ликвидирована по решению суда, если она является неплатежеспособной. Компания считается неплатежеспособной, если: (a) кредитор, которому компания должна сумму, превышающую 2 000 долларов США и срок оплаты которой наступил, направил компании письменное требование об оплате этой суммы, и компания в течение последующих 3 недель не погасила задолженность и не согласовала условия её погашения к разумному удовлетворению кредитора; или (b) исполнительный документ или иное судебное решение, вынесенное в пользу кредитора компании, возвращено без полного или частичного исполнения; или (c) в суде будет доказано, что компания не в состоянии оплачивать свои долги по мере наступления сроков их исполнения (ст. 50 Акт МФЦА о несостоятельности). |
3. Сравнение статуса ликвидатора в общей юрисдикции РК и официального ликвидатора в МФЦА
Отдельно стоит рассмотреть статус официального ликвидатора (далее – "Официальный ликвидатор"), так как эта тема вызывает много вопросов у практикующих юристов. Так, по мнению некоторых консультантов Официальный ликвидатор в обязательном порядке должен привлекаться при любых случаях добровольной ликвидации в МФЦА, другие склонны полагать, что он не должен привлекаться в случае добровольной ликвидации (без участия кредиторов).
В общей юрисдикции РК ликвидатором (а при назначении ликвидационной комиссии, — её членом) может выступать любое лицо. При этом к таким лицам не предъявляются специальные квалификационные требования. Как правило, в состав ликвидационной комиссии входят представители участников, юристы и бухгалтеры, непосредственно вовлечённые в процесс ликвидации (в частности, в подготовку предварительного и ликвидационного балансов, а также для сопровождения налоговой проверки). Кроме того, в состав комиссии может быть включён бывший первый руководитель компании для того, чтобы он имел законные основания закрыть банковские счета по завершении процедуры ликвидации.
Ниже мы приведём сравнительный анализ всех экспертов и лиц, участвующих в процедурах согласно Закону РК о банкротстве и в процедурах согласно Акту МФЦА о несостоятельности.
Так, в Законе РК о банкротстве используются следующие основные понятия:
• администратор – временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, осуществляющие полномочия в соответствии с Законом РК о банкротстве в период рассмотрения дела в суде, а также проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства; • банкротный управляющий – лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства; • реабилитационный управляющий – лицо, на которое возложены полномочия по управлению должником на период реабилитационной процедуры; • временный администратор – лицо, с которым заключено соглашение для составления реестра требований кредиторов и заключения о финансовой устойчивости должника в период рассмотрения в суде дела о реабилитации; • временный управляющий – лицо, с которым заключено соглашение либо которое назначено уполномоченным органом в случаях, установленных Законом РК о банкротстве, для составления реестра требований кредиторов и заключения о финансовой устойчивости должника в период рассмотрения в суде дела о банкротстве, а также для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего.
Структуру Акта МФЦА о несостоятельности можно условно разделить на следующие основные части.
- Voluntary Arrangements – это добровольное соглашение между компанией и её кредиторами о реструктуризации долгов. Оно позволяет компании избежать ликвидации, если кредиторы согласятся на новые условия (например, отсрочки платежей, частичное списание долгов и т.п.). В этот период устанавливается мораторий (Moratorium), то есть временная приостановка прав кредиторов на принудительное взыскание долгов с компании-должника.
В этой процедуре назначается наблюдатель (Supervisor), который должен быть специалистом по вопросам несостоятельности (Insolvency Practitioner) (ст. 8).
- Receivership – это процедура конкурсного управления через назначение управляющего активами (Receivership) или административного конкурсного управляющего (Administrative Receiver) с целью получения и продажи части имущества компании для погашения долга перед кредитором, которые также должны быть специалистами по вопросам несостоятельности (Insolvency Practitioner) (ст. 14).
По смыслу данные процедуры аналогичны процедуре реабилитации, предусмотренной Законом РК о банкротстве.
- Winding up – это процедура прекращение деятельности компании с последующей ликвидацией. Порядок ликвидации, подробно изложенной в Части 4, которая включает пять глав. В Главе 1 предусмотрено назначение ликвидатора и определение его полномочий. Глава 2 (Voluntary Winding Up) регулирует добровольную ликвидацию, инициированную самой компанией (ст. 32), а Глава 3 (Creditors’ Voluntary Winding Up) — ликвидацию с кредиторами (ст. 38). Глава 4 содержит положения, общие для обоих видов добровольной ликвидации, а Глава 5 (Compulsory Winding Up) охватывает случаи принудительной ликвидации, осуществляемой по решению суда.
Ключевой фигурой Акта МФЦА о несостоятельности является ликвидатор (Liquidator). В случае добровольной ликвидации он назначается самой компанией (статья 32), при добровольной ликвидации с участием кредиторов, — либо компанией, либо кредиторами (статья 38), а при принудительной ликвидации, — судом или кредиторами в соответствии со статьями 56 и 57.
Кроме того, суд вправе назначить временного ликвидатора (Provisional Liquidator) в порядке статьи 58. Основной задачей ликвидатора в рамках судебной ликвидации (статья 60) является сбор, обеспечение сохранности, реализация активов компании и распределение вырученных средств между кредиторами, а при наличии остатка, – передача его лицам, имеющим на него право.
Часть 9 Акта МФЦА о несостоятельности посвящена специалистами по вопросам несостоятельности (Insolvency Practitioner), квалификационных требованиях и их регистрации в реестре МФЦА. Так, согласно ст. 87 Акта МФЦА о несостоятельности лицо не может быть назначено и не имеет права действовать в качестве конкурсного управляющего (Receiver), административного конкурсного управляющего (Administrative Receiver) или ликвидатора (Liquidator), если только оно не зарегистрировано в качестве специалиста по вопросам несостоятельности (Insolvency Practitioner).
Анализ Акта МФЦА о несостоятельности позволяет выделить несколько ключевых структурных особенностей, в том числе перечень регулируемых правоотношений и действующих лиц. Отдельные разделы Акта явно корреспондируют с положениями Закона РК о банкротстве – в частности, в части процедур банкротства.
Вместе с тем, Акт МФЦА о несостоятельности выходит за рамки регулирования только несостоятельности и включает в себя отдельные главы, посвящённые добровольной ликвидации, что само по себе является новеллой по сравнению с законодательством РК. Именно в этом аспекте вызывает серьёзные вопросы позиция регулятора МФЦА, согласно которой Официальный ликвидатор, назначаемый даже в рамках добровольной ликвидации, обязан иметь статус, предусмотренный законодательством РК исключительно для процедур банкротства — а именно быть включённым в реестр администраторов временного администратора, реабилитационного, временного или банкротного управляющего) при Министерстве финансов РК. При этом, в отличие от общего порядка, даже в случае добровольной ликвидации ликвидатор должен быть лицом, зарегистрированным в качестве "Официального ликвидатора" (Official Liquidator).
Что касается Правил МФЦА о несостоятельности, то по структуре они дублируют Акт МФЦА о несостоятельности и содержат разделы Voluntary Arrangements, Moratorium, Receivership, Winding up. При этом Часть 5, посвященная вопросам Winding up включает разделы 5.1. – 5.53. Раздел 5.1. предусматривает следующее исключение: если компания подлежит добровольной ликвидации по решению участников, то в отношении ликвидации применяются только следующие положения: 5.6 до 5.8; 5.16 до 5.30; 5.53 и ни в одной из них не упоминается Официальный ликвидатор. Также во второй части раздела 5.1. предусматривает следующее исключение: если компания подлежит добровольной ликвидации с кредиторами, то в отношении ликвидации не применяются следующие положения: 5.2 - 5.5; 5.10; 5.11.
Именно в разделе 5.11 (который не подлежит применению в рассматриваемом случае) упоминается о проведении первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о назначении Официального ликвидатора в качестве ликвидатора. Следовательно, поскольку данный раздел не применяется в рамках процедуры добровольной ликвидации с участием кредиторов, назначение Официального ликвидатора в таком случае представляет собой право, но не обязанность компании.
Если обратиться к Инструкции, то при добровольной ликвидации (в отсутствие кредиторов) участники компании обязаны провести общее собрание, на котором принимается решение о добровольной ликвидации и назначении одного или нескольких ликвидаторов компании ("one or more liquidators of the company") (стр. 14). В то время как при добровольной ликвидации с участием кредиторов компания может назначить авторизованного специалиста по вопросам несостоятельности в качестве ликвидатора ("the company can appoint an authorised insolvency practitioner as liquidator") (стр. 15). Таким образом, Инструкция предоставляет возможность выбора и допускает назначение Официального ликвидатора при проведении процедуры добровольной ликвидации с участием кредиторов.
Вместе с тем, позиция Регистратора компаний МФЦА состоит в том, что Официальный ликвидатор должен назначаться во всех случаях добровольной ликвидации, независимо от наличия кредиторов. Причём, если его роль при добровольной ликвидации с участием кредиторов представляется обоснованной — она включает реализацию имущества и расчёты с кредиторами, — то при добровольной ликвидации без кредиторов его функции по сути сводятся лишь к реализации оставшегося имущества компании, сопровождению процесса налоговой проверки, а также подготовке и подаче финального пакета документов Регистратору компаний МФЦА для регистрации прекращения деятельности.
На наш взгляд требование регулятора МФЦА о назначении исключительно Официального ликвидатора даже при добровольной ликвидации компании представляется избыточным и создающим неоправданные барьеры. Такая норма ограничивает круг лиц [31], имеющих возможность участвовать в процессе ликвидации [32], и тем самым сужает конкуренцию на рынке соответствующих услуг. Подобный подход может рассматриваться как нарушающий базовые принципы Предпринимательского кодекса РК, в частности, положения статьи 18, запрещающей ограничение конкуренции, а также статьи 194, запрещающей органам государственной власти и иным регулирующим структурам вводить ограничения, препятствующие созданию и деятельности субъектов рынка либо устанавливающим необоснованные административные барьеры.
В обоснование нашей позиции приведём требование регулятора МФЦА о том, что при назначении Официального ликвидатора он должен иметь право осуществлять деятельность администратора (временного администратора, реабилитационного, временного или банкротного управляющего). Как видно, указанная позиция фактически предполагает наличие специальных знаний, которые в обычной юрисдикции РК предъявляются к лицам, участвующим в процедурах реабилитации и банкротства.
Таким образом, право вести дела по добровольной ликвидации (в том числе без участия кредиторов) в МФЦА предоставлено лишь ограниченному кругу лиц, специально уполномоченных регулятором МФЦА. Однако на наш взгляд такое разграничение основано на неверном толковании законодательства. Сравнение ролей и функционала участников процедур банкротства в соответствии с Законом РК о банкротстве ясно показывает, что и в рамках процедур, предусмотренных Актом МФЦА о несостоятельности, участие таких лиц, как специалисты по вопросам несостоятельности и Официальные ликвидаторы, должно предусматриваться исключительно в случаях добровольной ликвидации с участием кредиторов либо принудительной ликвидации.
4. Роль Официального ликвидатора при процедуре Strike off
Прежде всего стоит подчеркнуть, что в рамках общей юрисдикции РК не существует процедуры принудительного исключения юридического лица из реестра по решению регистратора. Наиболее схожей по характеру может быть признана упрощённая ликвидация отсутствующего должника, инициируемая налоговым органом и осуществляемая исключительно на основании судебного акта.
В этом контексте регулирование аналогичной процедуры в МФЦА представляет собой отступление от общего подхода национального законодательства, что является относительно новым и нехарактерным для казахстанской правовой системы решением.
Вместе с тем аналогичное регулирование довольно часто встречается в правовых системах, основанных на нормах английского права. В методических рекомендациях по добровольной ликвидации в Международном финансовом центре Абу-Даби (далее – "ADGM"), указывается, что если компания прекратила торговлю на период, превышающий три месяца, и в остальном соответствует требованиям, она может подать заявление на добровольное исключение из реестра (voluntary strike off), как это предусмотрено в Companies Regulations. Ликвидатор или специалист по несостоятельности не обязан завершать этот процесс" [33].
Таким образом, альтернативным вариантом прекращения деятельности без необходимости привлечения Официального ликвидатора может выступать исключение компании из реестра по её собственному заявлению в соответствии с пунктом 4 статьи 167 Акта МФЦА о компаниях. Главное преимущество процедуры Strike off заключается в том, что к ней не применяются положения Акта и Правил МФЦА о несостоятельности, а значит, отсутствует требование о назначении Официального ликвидатора, что делает процесс более простым, оперативным и менее затратным.
Процедура Strike off, как правило, применяется в тех случаях, когда компания не осуществляла деятельность, не обладает имуществом и не имеет кредиторов, что соответствует смыслу подпункта a) пункта 1 статьи 167 Акта МФЦА о компаниях. Однако, если у компании ранее имелось имущество либо она вела какую-либо деятельность для применения упрощённой процедуры ликвидации через Strike off достаточно на подготовительном этапе расторгнуть все договоры с работниками и кредиторами, погасить задолженности, распорядиться имуществом и в течение трёх месяцев не вести никакой деятельности, как это вытекает из пункта 7 статьи 167 указанного Акта. По своей сути данный подход во многом соответствует этапам подготовки к добровольной ликвидации юридических лиц в общей юрисдикции РК: как в случае процедуры Strike off, так и при стандартной добровольной ликвидации предусмотрено проведение налоговой проверки.
Кроме того, некоторые компании до проведения налоговой проверки переходят в "спящий режим" на период срока исковой давности, о чём мы подробно писали в нашей предыдущей статье.
Отличительной особенностью процедуры Strike off является то, что компанию можно восстановить в течение 10 лет (п. 1 ст. 168 Акта МФЦА о компаниях, п. 1 ст. 101 Акта МФЦА о несостоятельности).
Вместе с тем стоит обратить внимание на замеченную нами неясность в Акте МФЦА о компаниях, которая была подробно рассмотрена в нашей статье от 2 сентября 2024 года. Речь идёт о пункте 4 статьи 167 указанного Акта, который на тот момент был сформулирован следующим образом:
"If an application is made by a Company to strike the Company’s name off the Register following a voluntary winding up in accordance with the procedures under the AIFC Insolvency Regulations, the Registrar of Companies may strike the Company's name off the Register…"
Такая формулировка вызывала определённую правовую неопределённость и создавала впечатление, что процедура ликвидации в добровольном порядке обязательно должна предшествовать Strike off, причём с обязательным соблюдением всех требований Акта МФЦА о несостоятельности, включая назначение Официального ликвидатора.
Данная правовая позиция нашла отражение в обновлённой редакции Акта МФЦА о компаниях, вступившей в силу с 1 января 2025 года, – соответствующий пункт был изменён и больше не содержит ссылки на Акт МФЦА о несостоятельности, тем самым устраняя прежнюю неопределённость.
5. Ликвидация филиалов и представительств в общей юрисдикции РК и юрисдикции МФЦА
В общей юрисдикции Республики Казахстан порядок снятия с учетной регистрации филиалов и представительств не регламентирован Гражданским кодексом РК. Статья 49 Гражданского кодекса определяет порядок ликвидации юридического лица, однако, филиалы и представительства, в соответствии со статьей 43, не являются юридическими лицами, а представляют собой обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения. Таким образом, положения статьи 50 Гражданского кодекса РК, устанавливающие процедуру ликвидации юридических лиц, не применяются к прекращению деятельности филиалов и представительств.
Вместе с тем на практике процедура прекращения деятельности структурного подразделения юридического лица-резидента, – филиала или представительства, – во многом схожа с процедурой ликвидации юридического лица. Она начинается с принятия уполномоченным органом головной компании решения о прекращении деятельности филиала (представительства) с последующим его снятием с регистрационного учета.
Далее процедура исполнения налогового обязательства осуществляется в соответствии со статьей 58 Налогового кодекса РК, которая так и называется "исполнение налогового обязательства ликвидируемого юридического лица, а также при прекращении деятельности в РК структурного подразделения, постоянного учреждения юридического лица-нерезидента" или в соответствии со статьей 61, если речь идет о структурном подразделении юридического лица-резидента.
Кроме того, в упрощенном порядке может быть ликвидировано юридическое лицо, соответствующее условиям, предусмотренным в статье 59 Налогового кодекса РК.
Процедура прекращения деятельности завершается подачей в регистрирующий орган Заявления о регистрации прекращения деятельности юридического лица, филиала (представительства) [34]. Еще одним сходством прекращения деятельности филиала и представительства с ликвидацией юридического лица является то, что о начале данного процесса уполномоченное лицо филиала (представительства), которому получено проводить ликвидацию, должно сообщить кредиторам и опубликовать объявление в газете, которое прикладывается к заявлению. Однако в общей юрисдикции РК такое лицо не носит титул ликвидатора; как правило, это лицо действует на основании доверенности головной компании.
Что касается порядка регистрации филиалов и представительств в МФЦА, то в первую очередь следует отметить, что в юрисдикции МФЦА филиалы и представительства регистрируются в форме Recognised Company (далее – "Признанная компания") в отличие от общей юрисдикции РК, где осуществляется учетная регистрация филиалов и представительств с привычным всем наименованием для подобных структур. Этот статус позволяет таким структурам осуществлять деятельность на территории МФЦА без необходимости создания отдельного юридического лица.
Согласно Акту МФЦА о несостоятельности, Признанная компания не может быть ликвидирована добровольно в соответствии с положениями данного Акта (подпункт b пункта 1 статьи 83). Исходя из этого, Регистратор компаний МФЦА придерживается позиции, что Признанная компания может прекратить своё существование только через процедуру исключения её наименования из реестра (Strike off), как это предусмотрено Актом МФЦА о компаниях. Представляется, что такой подход обоснован тем, что Признанная компания, по своей сути являющаяся филиалом или представительством иностранного юридического лица, не обладает статусом самостоятельного юридического лица, а потому не подлежит ликвидации в общем порядке, применимом к компаниям, зарегистрированным в МФЦА.
Вместе с тем, Акт МФЦА о несостоятельности может быть применён в отношении прекращения деятельности Признанной компании в судебном порядке в тех случаях, когда: (i) она не в состоянии погасить свои долги, была ликвидирована, исключена из реестра или прекратила существование в качестве юридического лица в соответствии с законодательством своей юрисдикции происхождения; либо (ii) суд приходит к выводу, что ликвидация является справедливой и разумной (подп. c, п. 1, ст. 83).
Есть две разновидности Strike off 1) принудительное исключение из реестра (примеры приведены в таблице выше) и 2) добровольное исключение из реестра в рамках пункта 4 статьи 167 Акта МФЦА о компаниях.
В случае Strike off прекращение деятельности на практике осуществляется путем обращения Признанной компании к Регистратору компаний МФЦА с заявлением об исключении из реестра и приложением следующих документов: решения головной компании, Декларации о платежеспособности, акта о результатах налоговой проверки, доверенности (в случае подачи заявления представителем). После получения обращения о добровольном исключении из реестра Регистратор компаний МФЦА публикует на своем сайте уведомление о намерении исключить Признанную компанию из реестра [35]. В соответствии с пунктом 8 статьи 167 Акта МФЦА о компаниях, по истечении 3 месяцев издает соответствующий приказ, исключает Признанную компанию из Публичного реестра и направляет сведения в органы юстиции для удаления информации из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров.
[1] Хамидуллина Е., Культелеев Т. Об особенностях ликвидации компании, исключении из реестра (Strike off) и приостановлении деятельности компании в МФЦА // Информационно-правовой портал zakon.kz // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39186132
Культелеев Т. О ликвидации компаний и приостановлении их деятельности в МФЦА // По тропинкам памяти: сборник статей, посвящённый 80-летию профессора Диденко Анатолия Григорьевича. – Алматы, 30.09.2024. – С. 227–252. – ISBN 987-601-7038-11-3.
[2] AIFC Insolvency Regulations No. 14 20 декабря 2017 года (с поправками от 27 декабря 2024 года, вступившими в силу 1 января 2025 года).
[3] AIFC Insolvency Rules (IR) No. GR0008 от 29 декабря 2017 года (с поправками от 27 декабря 2024 года, вступившими в силу 1 января 2025 года).
[4] AIFC Manual Going to liquidation within the AIFC Insolvency Rules and Regulations (по состоянию на 24 июня 2024 года).
[5] Англо-русский словарь дает следующий перевод Термину "Insolvency" - неплатёжеспособность; банкротство; несостоятельность.
[6] AIFC Companies Regulations No. 2 от 20 декабря 2017 года (с поправками от 14 октября 2024 года, вступившими в силу 1 января 2025 года).
[7] AIFC Companies Rules (COR) No. GR0004 от 29 декабря 2017 года (с поправками от 22 сентября 2024 года, вступившими в силу 1 января 2025 года).
[8] AIFC Preferential Creditor Rules No. AFSA-L-PC-2019-0002 от 16 февраля 2019 года.
[9] AIFC Recovery and Resolution Rules No. FR00061 от 16 апреля 2023 года.
[10] Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – "Гражданский кодекс РК" или "ГК"») – Общая часть, принятая Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, и Особенная часть от 1 июля 1999 года.
[11] Закон Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учётной регистрации филиалов и представительств" (далее – "Закон РК о госрегистрации") – от 17 апреля 1995 года № 2198.
[12] Правила оказания государственной услуги "Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства", утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66 (Приложение 4) (далее "Правила регистрация прекращения деятельности").
[13] Закон Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве" (далее – "Закон о банкротстве") – от 7 марта 2014 года № 176-V ЗРК.
[14] Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – "Процессуальный кодекс") – от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК;
[15] Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – "Предпринимательский кодекс РК") от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК.
[16] Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее – "Трудовой кодекс РК" или "ТК") – от 23 ноября 2015 года № 414-V.
[17] Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее – "Налоговый кодекс РК" или "НК") – от 25 декабря 2017 года № 120-VI.
[18] Социальный кодекс Республики Казахстан (далее – "Социальный кодекс") – от 20 апреля 2023 года № 224-VII ЗРК.
[19] Закон Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (далее – "Закон РК о ТОО") – от 22 апреля 1998 года № 220-I;
[20] Закон Республики Казахстан "Об акционерных обществах" (далее – "Закон РК об АО") от 13 мая 2003 года № 415.
[21] Закон Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах" (далее – "Закон РК о Национальном архивном фонде") – от 22 декабря 1998 года № 326-I.
[22] Форма AIFC Application of Voluntary Winding Up.
[23] Конституционный закон РК "О Международном финансовом центре "Астана" от 7 декабря 2015 года № 438-V ЗРК (далее – "Конституционный закон об МФЦА").
[24] Форма: AIFC Notice of Appointment of Liquidator.
[25] Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июня 2004 года N 5 "О судебной практике ликвидации отсутствующих юридических лиц и отсутствующего должника, а также юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства".
[26] См, например, Решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы 04 сентября 2023 года дело No7527-23-00-2/8771.
[27] Отсутствующий должник - должник, признанный бездействующим в соответствии с Налоговым кодексом, отсутствие которого, а также его учредителя (участника), должностного лица установлено в порядке, определенном Закона РК о банкротстве.
[28] Месячный расчетный показатель (МРП) – с 1 января 2025 года составляет 3692 тенге.
[29] См., например, перевод, предлагаемый словарем Мультитран: https://www.multitran.com/
[30] Как следует из публичных источников, Регистратор компаний МФЦА уже инициировал ликвидацию ряда компаний в связи с наличием оснований полагать, что ими были допущены нарушения норм действующего законодательства МФЦА, а их деятельность могла представлять угрозу для стабильности рынка. В числе таких компаний — Artificial Investments Company Ltd. и VERSOR Engineering Ltd.
[31] В Публичном реестре МФЦА имеется список Оценщиков состоятельности и ликвидаторов (Insolvency Practitioners and Official Liquidators). На сегодняшний день в реестре числится 12 специалистов, из которых 6 являются резидентами РК https://publicreg.myafsa.com/liquidators/)
[32] Для справки: порядок внесения заявителя в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора, определён статьёй 12 Закона РК о банкротстве, и одним из условий является сдача квалификационного экзамена.
[33] См. раздел 1.13, 2.4., 2.7. Voluntary Liquidation Guidance: https://en.adgm.thomsonreuters.com/rulebook/what-happens-when-companys-affairs-are-fully-wound
[34] Приложение 1 к Правилам регистрации прекращения деятельности.
[35] Уведомление Регистратора МФЦА о намерении произвести исключение из реестра от 13 мая 2025 года в отношении Representative Office of Eximbank in Nur-Sultan (Nur-Sultan -i Kepviselet) (BIN 191242900193) https://orderly.myafsa.com/articles/afsa-notice-afsa-o-ec-2025-0153-from-13-may-2025-on-striking-hungarian-export-import-bank-private-limited-company-doing-business-in-the-aifc-as-representative-office-of-eximbank-in-nur-sultan-(nur-sultan-i-kepviselet)-off-the-register