Манаенко Е., Мычка К., Нурахмет Д. Новый налоговый кодекс – чего ожидать недропользователям? // Petroleum – 2025. – № 5.
18 июля 2025 года Президент Республики Казахстан подписал новый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – «Налоговый кодекс»), ознаменовавший начало масштабной реформы в сфере налогообложения.
С 1 января 2026 года Налоговый кодекс вступает в силу, вводя обновленные подходы к корпоративному подоходному налогу (далее – «КПН»), налогу на добавленную стоимость (далее – «НДС»), и порядку исчисления авансовых платежей. Ряд норм предусмотрен к поэтапному введению в 2026–2027 годах, что отражает стремление законодателя к плавному переходу на новые правила.
Налоговый кодекс знаменует собой переход к более предсказуемой и сбалансированной модели налогообложения. Существенное сокращение объемов налоговой отчетности и уменьшение числа действующих налогов создают предпосылки для снижения административной нагрузки на бизнес и оптимизации взаимодействия с государством. Одновременно с этим закрепляется переход к сервисной модели работы налоговых органов, где акцент сделан не на карательных мерах, а на консультативной поддержке и партнерстве с налогоплательщиками.
Далее рассмотрены ключевые изменения Налогового кодекса, затрагивающие деятельность недропользователей, а также общие изменения, распространяющиеся на все сектора экономики, включая сферу добычи и переработки углеводородного сырья.
1. Изменения в налогообложении углеводородного сектора
В рамках реформы налогового законодательства пересмотрены ключевые положения, регулирующие налогообложение деятельности недропользователей. Изменения направлены на унификацию налогового режима в нефтегазовой отрасли, а также на создание условий для стимулирования разработки и поддержания добычи на действующих и истощающихся месторождениях.
Среди основных изменений можно назвать следующие:
• С 1 января 2027 года освобождение от уплаты рентного налога на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов будет распространяться не только на недропользователей, применяющих альтернативный налог, но и на плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по углеводородам [1].
В действующем Налоговом кодексе аналогичное освобождение предусмотрено исключительно для плательщиков альтернативного налога на недропользование [2]. Введение аналогичного освобождения для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых направлено на сокращение различий между налоговыми режимами внутри нефтегазового сектора и формирование более равных условий налогообложения.
• Кроме того, новым Налоговым кодексом предусмотрена возможность применения альтернативного налога на недропользование в отношении истощающихся нефтегазовых месторождений, имеющих выработанность более 70% и обводненность более 85% [3]. Данный налог уплачивается вместо налога на добычу полезных ископаемых, платежа за возмещение исторических затрат, налога на сверхприбыль и рентного налога на экспорт.
В действующей редакции Налогового кодекса право применения альтернативного налога ограничено контрактами, заключенными в отношении проектов на казахстанском секторе Каспийского моря или месторождений с большой глубиной залегания [4]. Новая редакция Кодекса расширяет этот перечень, включая истощающиеся месторождения, и закрепляет неизменность права применения альтернативного налога на весь срок действия соответствующего контракта.
Целью введения данной нормы является поддержка крупных месторождений, прошедших пиковую стадию добычи (в том числе Узень, Кумколь, Кенкияк и др.), где требуются значительные инвестиции для сохранения объемов добычи и рабочих мест.
• Также новым Налоговым кодексом предусмотрено право отнесения на вычеты расходов, связанных с формированием залога банковского вклада, предназначенного для обеспечения ликвидации последствий недропользования в области углеводородов [5]. Взносы на формирование такого залога признаются вычетами при исчислении корпоративного подоходного налога, аналогично действующему порядку, установленному для ликвидационного фонда. В случае возврата суммы залога она подлежит включению в совокупный годовой доход налогоплательщика.
• Дополнительно, в целях стимулирования капиталоемких проектов в нефтегазовой отрасли, новый Налоговый кодекс закрепляет особый налоговый режим для недропользователей, реализующих сложные проекты по разведке и добыче углеводородов.
Соответствующие положения содержатся в новой главе 83 Налогового кодекса, где установлены специальные правила налогообложения как для сложных нефтяных проектов, так и для сложных газовых проектов, реализуемых на суше.
Для недропользователей, заключивших контракты по сложным проектам (за исключением газовых проектов на суше), предусмотрены повышенные вычеты по расходам на геологоразведку и амортизацию, а также особый порядок учета имущества и признания доходов [6]. Это позволяет более точно учитывать затраты, возникающие на ранних стадиях освоения месторождений, и снижает эффективную налоговую нагрузку в период активных инвестиций.
Что касается сложных газовых проектов на суше, то для них предусмотрено полное освобождение от уплаты КПН на весь период действия соответствующего контракта [7]. Такое освобождение сочетается с особыми правилами налогового учета, включая признание расходов и амортизацию, что делает реализацию таких проектов экономически более привлекательной и предсказуемой.
Закрепление этих норм отражает стратегический курс на поддержку сложных проектов с длительным инвестиционным циклом и высоким уровнем геолого-технических рисков.
• Другим нововведением нового Налогового кодекса, стало изменение подхода к определению налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых применительно к углеводородному сырью.
В соответствии с новым Налоговым кодексом, стоимость товарных углеводородов, добытых недропользователем в рамках каждого контракта на недропользование, будет определяться как произведение объема добытых товарных углеводородов и мировой цены за единицу продукции [8].
Мировая цена становится базовой величиной для расчета налога на добычу полезных ископаемых, в то время как ранее она применялась ограниченно, преимущественно при экспорте или передаче нефти в счет обязательств перед государством.
В действующей редакции кодекса применялись различные методы: в ряде случаев использовалась цена реализации, в других производственная себестоимость с надбавкой.
Новое правило существенно меняет соотношение между доходами и налоговой базой для недропользователей, особенно тех, кто реализует нефть на внутреннем рынке по регулируемым или договорным ценам, не имеющим отношения к мировым котировкам. Это приводит к эффективному росту налогового бремени при отсутствии сопоставимого роста выручки. Такой механизм вызывает опасения со стороны бизнеса относительно прозрачности и справедливости налогообложения, особенно в условиях ограниченного доступа к экспортной инфраструктуре или обязательств по внутренним поставкам.
• Новым Налоговым кодексом также переработан порядок определения стоимости сжигаемого газа при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, что имеет важное значение для недропользователей, осуществляющих геологоразведочные работы на углеводородное сырье.
Если ранее в таких случаях стоимость попутного газа для целей налогообложения рассчитывалась по мировой цене, то с 1 января 2026 года применяется более экономически обоснованный подход: стоимость сжигаемого газа определяется как производственная себестоимость его добычи, увеличенная на 20% [9].
Введение новой формулы позволит более точно учитывать реальные издержки недропользователя при разведке, где объемы сжигаемого газа могут быть значительными, а его коммерческая реализация отсутствует. Это снижение налоговой базы направлено на стимулирование геологоразведочных работ, особенно на ранних стадиях освоения месторождений.
2. Общие изменения налогового законодательства
Прежде всего следует отметить, что структура Налогового кодекса в части регулирования налогообложения недропользователей претерпела существенные изменения. В частности, в статье 10 был введен отдельный понятийный аппарат.
Помимо обновленного понятийного аппарата, Налоговый кодекс дополнился новыми специальными главами, среди которых, например, Глава 83 «Особенности налогообложения недропользователей по сложным проектам», в которую входят статьи регулирующие особенности налогообложения недропользователей по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам (за исключением газовых проектов на суше), а также особенности налогообложения недропользователей по сложным газовым проектам на суше.
Наряду с этим Кодексом внесен ряд системных изменений, направленных на повышение прозрачности, предсказуемости и эффективности налогового администрирования в целом. Эти новеллы касаются ключевых видов налогов - КПН, НДС, специальных налоговых режимов и социальных платежей, а также порядка проведения налоговых проверок. Ниже рассмотрены основные из них.
• КПН Базовая ставка КПН сохранена на уровне 20% [10], однако в целях повышения гибкости налоговой системы Кодекс вводит дифференцированные ставки для отдельных категорий налогоплательщиков.
Однако для контрактов на недропользование в сфере углеводородного сырья ставка КПН также сохранена в размере 20%, что соответствует действующему уровню и обеспечивает сохранение налоговой стабильности для долгосрочных проектов в нефтегазовой отрасли.
• НДС Одним из ключевых изменений является повышение базовой ставки НДС с 12% до 16% [11], что направлено на укрепление доходной базы бюджета и унификацию подходов к налогообложению в странах региона.
Порог обязательной регистрации по НДС снижается вдвое - с 20 000 до 10 000 МРП [12], что приведет к расширению круга плательщиков.
Изменен и порядок представления налоговой отчетности: декларация по НДС (форма 300.00) подается не ранее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, и не позднее 15-го числа второго месяца.
Расширены обязанности по работе с электронными счетами-фактурами (ЭСФ): налогоплательщик должен подтвердить признание суммы НДС к зачету до подачи декларации, а получатель обязан утвердить или отклонить выставленный ЭСФ.
Кроме того, оформление ЭСФ становится обязательным при приобретении работ или услуг у нерезидентов, если местом реализации признается Республика Казахстан.
• Социальные платежи С 1 января 2026 года изменяются ставки социальных отчислений. Обязательные пенсионные взносы работодателя увеличиваются с 2,5% до 3,5%, а социальный налог снижается с 11% до 6%. При этом отменяется право уменьшения социальной базы на сумму социальных отчислений, что фактически сохраняет совокупную нагрузку на прежнем уровне.
Ставка социальных отчислений в составе единого платежа снижается с 18,9% до 18,1% с дальнейшим поэтапным снижением до 1 января 2028 года.
• Налоговое администрирование и проверки С 2026 года камеральный контроль будет осуществляться в полностью автоматизированном формате. Исполнение уведомлений, как и ранее, возможно двумя способами:
- при согласии налогоплательщика - путем самостоятельного устранения нарушений;
- при несогласии - посредством представления в налоговый орган пояснений о причинах расхождений.
Важное нововведение - запрет на истребование документов при исполнении уведомлений в рамках камерального контроля.
Кроме того, упрощены процедуры взыскания налоговой задолженности и предоставления отсрочек: блокировка банковских счетов теперь допускается только в пределах суммы задолженности, без полной заморозки средств.
Санкции дифференцируются по размеру задолженности:
- до 20 МРП - направление извещения;
- от 20 до 45 МРП - приостановление расходных операций и выставление инкассового распоряжения;
- свыше 45 МРП - блокировка счетов и опись имущества.
Такой подход направлен на повышение предсказуемости налогового администрирования и стимулирование добровольного исполнения налоговых обязательств.
3. Заключение
Принятый Налоговый кодекс представляет собой наиболее масштабную реформу налогового законодательства последних лет. Он направлен на упрощение структуры налогов, повышение прозрачности администрирования и переход к более предсказуемой модели взаимодействия государства и бизнеса.
Однако, несмотря на позитивные ожидания, в новом регулировании есть и аспекты, вызывающие осторожность. Для недропользователей ключевым фактором остается стабильность налогового режима: долгосрочные проекты требуют предсказуемости и уверенности в том, что правила игры не будут меняться на протяжении всего срока их реализации. Частые корректировки налоговой политики могут осложнить планирование и снизить привлекательность инвестиций, поэтому бизнес будет особенно внимательно следить за тем, чтобы новый Налоговый кодекс обеспечивал именно устойчивость и последовательность условий работы.
Вместе с тем сам Кодекс еще не введен в действие, и как именно он отразится на реальной деятельности компаний, покажет только практика. Пока же остаётся лишь ожидать, подтвердит ли реформа заявленный курс на стабильность, предсказуемость и партнерство государства с бизнесом.
[1] Статья 746 Налогового кодекса. [2] Статья 713 действующего Налогового кодекса. [3] Статья 812 Налогового кодекса. [4] Статья 766 действующего Налогового кодекса. [5] Пункт 14 статья 258 Налогового кодекса. [6] Статья 742 Налогового кодекса. [7] Статья 743 Налогового кодекса. [8] Пункт 2 статьи 776 Налогового кодекса. [9] Подпункт 2 пункта 5 стать 776 Налогового кодекса. [10] Статья 357 Налогового кодекса. [11] Статья 503 Налогового кодекса. [12] МРП – месячный расчетный показатель. Согласно Закону Республики Казахстан от 4 декабря 2024 года № 141-VIII «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы», 1 МРП = 3932 тенге (USD ≈ 7.28).

